БОЛЬШОЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ проектa 1171

Большой десантный корабль океанской зоны проекта 1171 (шифр «Тапир», "Alligator" class) предназначен для высадки морских десантов с боевой техникой на необорудованноe побережье с малым уклоном дна и переброски морем войск и грузов. Корабль способен производить высадку войсковых подразделений непосредственно на берег, плавающую технику - на воду.

К началу 60-х годов Советский ВМФ уже имел достаточные современные военно-морские силы, что позволяло ему выйти на просторы Мирового океана. Соперничество с США привело к союзу со многими государствами, и в задачах СССР было оперативное оказание военной помощи этим союзникам. Это требовало создания особых средств.

Так, в 1959 году появилось задание на разработку океанского большого десантного корабля. Первым ДК нового поколения в ВМФ СССР стал большой десантный корабль (БДК) пр.1171, разработанный в ленинградском ЦКБ-50. С 1966 года ЦКБ-50 стало именоваться Западным ПКБ, а конструкторская группа и главный конструктор И.И.Кузьмин из Западного ПКБ была переведена в Невское ПКБ, где и продолжило проектирование БДК новых типов и проектов. Главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга А.Н.Белинский.

Практически одновременно Министерство морского флота заказало сухогруз проекта 1173 с носовой аппарелью, который в военное время мог использоваться с теми же целями. Близость назначения обоих проектов заставили попытаться соединить оба проекта в один. Однако различия в требованиях гражданских заказчиков (высокая экономичность, использование всего объема трюмов, хорошие каюты для экипажа) и военных (место для вооружения, повышенная непотопляемость, большая скорость, специальное оборудование) заставили пойти на компромисс, из-за этого характеристики судна ухудшились.

Конструкторы разработали несколько вариантов проекта, по возможности учтя все пожелания заказчиков. Но несомненный приоритет отдавался все же военному. Главным фактором стала замена двигателей. На проекте решили установить дизеля вдвое большей мощности. Это устраивало ВМФ, поскольку скорость судна возрастала до 17 узлов, что почти подходило до начального задания. Однако Министерство морского флота решило отказаться от «совместного» судна, потому-что его эксплуатация при столь мощных механизмах становилась нерентабельной. В результате двойное назначение проекта 1171 «Тапир» проявилось лишь снаружи, во внешнем виде, характерном скорее для гражданского теплохода. Корабль получил обозначение БДК (Большой Десантный Корабль) и строился исключительно для ВМФ.

Головной корабль по проекту 1171 "Воронежский комсомолец" был заложен на стапеле Прибалтийского судостроительного завода №-820 "Янтарь" в Калининграде 05 февраля 1964 г., спущен на воду 01.07.1964 г. При всех недостатках это был первый в ВМФ СССР БДК, способный с экспедиционным батальоном морской пехоты на борту длительно нести боевую службу в удаленных районах

За десять лет, с 1964 по 1975 год, в строй вошло 14 кораблей данного проекта в четырех вариантах. В течение двух десятков лет БДК проекта 1171 составляли основу стратегических десантных сил Советского Союза. В составе Северном флоте было 2 корабля данного проекта.

Распад СССР ускорил их вывод из строя: корабли были либо списаны на слом, либо находятся в небоеспособном состоянии.


Большой десантный корабль проекта 1171
Краткие ТТЭ

БДК проекта 1171 - многопалубный корабль типа «ro-ro» с твиндеком (длина 90 м, ширина 9 м), проходящим по всей длине корабля,с развитой кормовой надстройкой в которой размещены помещения управления кораблем, каюты экипажа и т.п. В верхней ее части располагается ходовой мостик, а на крыше - мачта с размещенными на ней антенными постами различных систем радиотехнического вооружения.

БДК проекта 1171 и 775 у причала

Водоизмещение порожнем 2760 т, стандартное 3040 т, полное 4650 т, наибольшая длина 113,1 м (105 м по КВЛ), ширина 15,6 м, осадка 4,15 м (при полной загрузке 6,15 м кормой). Грузоподъемность 1750 тонн, 600 тонн при высадке на необорудованый берег.
Корабль может перевозить морем 20 танков или 52 автомашин типа ЗИЛ-131. Корабль может принимать на борт и высаживать десант в составе батальона морской пехоты со штатными техникой и имуществом и при нормальном запасе дизельного топлива для своей главной энергетической установки осуществлять переброску и высадку десанта на расстояние не менее 2 тыс. миль. Личный состав десанта (313 на первых 6 кораблях и 440 на всех последующих кораблях) размещается в двух кубриках десанта, в первом и четвёртом твиндеках.

Высадка десанта на побережье     Высадка десанта    

Высадочное устройство включает носовые ворота с аппарелью и кормовой герметичный откидной лацпорт. Погрузка техники может осуществляться своим ходом через носовое или кормовое высадочные устройства. На судне имеются краны для погрузки грузов на верхнюю палубу либо в твиндек через люки в верхней палубе. Высадка десанта может осуществляться на плав, а неплавающей техники - непосредственно на необорудованое побережье с минимальным уклоном дна 2 - 3 градуса (в зависимости от суммарной массы принятых на корабль грузов).
ДК пр.1171 мог использоваться и как транспорт боеприпасов, в том числе для перевозки ракет в контейнерах.
Автономность по запасам топлива и провизии (без пополнения) у первых кораблей серии составляла 10 суток, а у последних – 20.

Ракетно-артиллерийское вооружение

Основное вооружение кораблей проекта 1171 состоит из одной универсальной спаренной корабельной артиллерийской установки калибра 57 мм — ЗИФ-31Б.
Также для поражения береговых целей и поддержки десанта БДК оснащен двумя пусковыми установками реактивной системы залпового огня А-215 "Град-М", дальностью действия около 20 км.
Большинство кораблей серии вооружалось переносными зенитно-ракетными комплексами «Стрела-3» (SA-N-5 'Grail')
(16 -24 ракеты).
.

Радиолокационное вооружение

Корабль оборудован навигационными РЛС «Дон» (дальность обнаружения воздушных целей до 50 км, надводных целей — до 25 км) и средствами радиосвязи.

Силовая установка

Главная энергетическая установка (ГЭУ) включает два дизеля 58А-3 суммарной мощностью до 18000 л.с., работающих на два гребных винта. ГЭУ размещена эшелонно в двух бортовых отсеках. На газовыпускных устройствах главных двигателей размещались два утилизационных котла паропроизводительностью по 700 кг/час.
Дальность плавания корабля скоростью хода 16 уз. при нормальном запасе топлива составляет около 4800 миль, а при максимальном запасе - почти в 1,8 раза больше.

Экипаж около 70 чел.


Источники:

  • Апальков Ю.В. "Корабли ВМФ СССР. Том 4. Десантные и минно-тральные корабли", 2007 г.
  • Десантные корабли на портале "НАШ ФЛОТ".
  • Кофман В. "НАШ ОТВЕТ ЧЕРЧИЛЛЮ"// "Моделист-конструктор", 1997, №08..
  • Википедия-свободная энциклопедия.
  • Фотоальбом Владимира Дымова на public.fotki.com

    Главная страница История Символика Состав Гостевая книга