БОЛЬШОЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 775

Большой десантный корабль океанской зоны проекта 775 (Ropucha class) предназначен для транспортировки и высадки как на оборудованное, так и необорудованное побережье с малым уклоном дна сил десанта с боевой техникой.

Опыт боевой службы и многочисленных учений в 60-70 годах ХХ века показал неудобство тех ДК, которые не могли перевозить и высаживать целое подразделения морской пехоты. Поэтому было принято, что БДК должен перевозить один батальон, СДК роту, а МДК взвод. Поскольку в этот период морская пехота была полностью оснащена бронетанковой техникой, то, соответственно, СДК должен был принимать от 10 до 13 средних танков. Этим требованиям не удовлетворяли имевшиеся СДК пр.770, 771 и 773. По этой причине в 1968 г. по указанию главкома ВМФ адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова начинаются работы по выработке условий тактико-технического задания на проектирование нового крупносерийного СДК. Десантные корабли проекта 775 (так назвали новую серию) должны были быть первыми ДК спроектированными по специальному проекту. До сих пор корабли для десантных сил флота создавались на основе имеющихся сухогрузов или же это были совмещенные проекты (проект 1171).

Проектирование десантных кораблей проекта 775 осуществлялось основе мощностей предприятия "Северная верфь им. Героев Вестерплятте" ("Stocznіa Polnocna") в г. Гданьске (ПНР). Руководителем проекта являлся инженер-кораблестроитель О. Высоцкий. Наблюдение за ходом работ от СССР осуществляли группы специалистов от ВМФ под руководством капитана 1 ранга Б.М. Моложожникова, затем инженера кораблестроителя М.И. Рыбникова и главного представителя заказчика под руководством инженера Л.В. Луговина. В ходе проектных работ разрабатываемый СДК из-за значительного увеличения водоизмещения был переквалифицирован в БДК. Серийная постройка кораблей была организована на том же предприятии под руководством польского инженера Б. Стандуры.

Корабли были заложены и построены на судоверфи «Сточни Полночни им.Бохатерев Вестерпляти» ("Stocznia Polnocna") в Гданьске (Польша). С 1974 по 1991 год построено 28 кораблей данного проекта. Первая серия в 12 СДК была закончена в 1977 году. Вторая серия из 16 СДК (пр.775/II) была закончена в 1991 г., причем три последних корабля строились по доработанному проекту (проект 775М). Корабли второй серии отличались другой РЛС общего обнаружения, а с третьего корабля и другими артустановками (76-мм АК-176 вместо 57-мм). Два корабля третей серии БДК были спроектированы (проект 778?) под новые танки Т-80, но в ВМФ СССР так и не поступили, поскольку были арестованы поляками из-за неплатежей в 1992 году.

Большой десантный корабль проекта 775.


Конструкция

БДК проекта 775 - многопалубный корабль типа «ro-ro» с танковой палубой, проходящей по всей длине корабля, и развитой кормовой надстройкой. Надстройки изготовлены из легких сплавов. Водонепроницаемые переборки делят корпус на 12 отсеков. Корпус на всем своем протяжении имеет двойное дно. Танковый трюм имеет высоту двух межпалубных пространств. Он отделен от наружных бортов продольными переборками. По высоте трюма, между этими переборками и наружной обшивкой корпуса, расположены кубрики для личного состава десанта, оба МО (в 10-м отсеке) с газоходами и шахтами вентиляции, а также механизмы обслуживания носового высадочного устройства и кормового закрытия-сходни. Под палубой танкового трюма расположены балластные цистерны (обеспечивающие проход корабля во время высадки к урезу воды), а в междудонном пространстве -топливные цистерны. Корпусные конструкции в носовой оконечности имеют специальные подкрепления, предотвращающие деформацию обшивки во время касания грунта.

БДК имеет 2 носовых якоря и специальное кормовое якорное устройство, которое удерживает его на месте при приеме (выгрузке) техники у необорудованого берега, а также стягивает с мели при отходе от берега.

Большой десантный корабль проекта 775

Нормальное водоизмещение корабля составляет 4080 т, наибольшая длина - 112.5 м, ширина - 15,01 м, осадка – 3,6 м. Корабль может перевозить и высаживать десант, включающий 190 человек и 10 единиц техники (бронетранспортеры, боевые машины пехоты, танки, автомобили и т.п.) в танковый трюме (длина 95 м, ширина 4.5 м, высота 4.5 м), на оборудованное, необорудованое побережье или на плав при состоянии моря до 4 баллов и силе ветра до 5 баллов. Личный состав десанта размещается в нескольких кубриках и 4-местных офицерских каютах.

Высадка десанта на побережье Высадка десанта на побережье...

Носовое высадочное устройство включает носовые ворота и опускаемую аппарель, которая в походном положении находится под створками ворот и опускается с помощью гидравлического привода. Кормовое закрытие-сходня представляет герметично закрывающийся лацпорт. Устройства управляются дистанционно с единого централизованного поста (основной режим) или с местных постов управления (резервный режим).

Высадка десанта с неплавающей техникой может осуществляться непосредственно на оборудованное или необорудованое побережье с минимальным уклоном дна 2 - 3 градуса (в зависимости от суммарной массы принятых на корабль грузов), при глубине брода на ноке сходни не более 1,2 м.

 

Артиллерийское вооружение

Артиллерийское вооружение включает спаренную 57-мм артустановку АК-725 с радиолокационной системой управления стрельбой типа МР-103, дальностью стрельбы до 9 км и боекомплектом в 1100 снарядов на каждую АУ. Скорострельность - 100 выстрелов в минуту. Осколочно-трассирующие снаряды оснащены контактными взрывателями. Стрельба может вестись в автоматическом режиме и в ручном режиме под управлением оператора.

Артиллерийская установка АК-725      Артиллерийская установка "АК-725"

 

На последних 6-и кораблях пр.775-II установлены 122-мм РСЗО БМ-21 «Град-М».

Радиолокационное вооружение

Корабль оборудован РЛС обнаружения воздушных целей МР-302, двумя навигационными РЛС и средствами радиосвязи. Предусмотрена установка пассивных систем радиоэлектронной борьбы.

Силовая установка

Главная энергетическая установка (ГЭУ) включает два дизельных двигателя Zgoda - Sulzer 16ZVB40/48 мощностью по 9600 л.с. работающих на два гребных винта, расположенных в тоннельном образовании в кормовой оконечности корабля. ГЭУ размещена эшелонно в двух бортовых отсеках. Источниками электроэнергии служат три дизель-генератора ДГ-750 мощностью до 500 кВт.
Дальность плавания корабля скоростью хода 18 уз. при нормальном запасе топлива составляет около 4000 миль.

Автономность корабля (по запасам провизии) достигает 30 суток.
Экипаж 98 человек, в т.ч. 8 офицеров.

Источники:

  • Апальков Ю.В. "Корабли ВМФ СССР. Том 4. Десантные и минно-тральные корабли", 2007 г.
  • Десантные корабли на портале "НАШ ФЛОТ".
  • Кофман В. "НАШ ОТВЕТ ЧЕРЧИЛЛЮ"// "Моделист-конструктор", 1997, №08.

    Главная страница История Состав Гостевая книга