БОЛЬШОЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ “МИТРОФАН МОСКАЛЕНКО”
(проект 1174)

Большой десантный корабль океанской зоны проекта 1174 (шифр «Носорог», Ivan Rogov class) предназначен для транспортировки и высадки как на оборудованное, так и необорудованное побережье с малым уклоном дна сил десанта с боевой техникой. Корабль способен производить высадку войсковых подразделений непосредственно на берег, плавающую технику - на воду, неплавающую - с помощью десантно-высадочных плавсредств, а личный состав десанта с носимым оружием - на вертолётах.

Тактико-техническое задание на их строительство было выдано ВМФ Невскому проектно-конструкторскому бюро (ПКБ) в сентябре 1964 года. Главным конструктором проекта назначили П.П. Милованова, а главным наблюдающим от ВМФ - капитана 2-го ранга А.В. Бехтерева. Кроме Невского ПКБ в создании корабля принимали участие и другие организации (ЦНИИ им. А.Н.Крылова, 1 ЦНИИ МО и др.). В результате был разработан не имевший аналогов в мировой практике десантный корабль оригинальной конструкции.

Эскизный проект был готов к октябрю 1965 года. В мае 1968 года был утвержден откорректированный технический проект. Отработанная в Опытовом бассейне ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова форма обводов корпуса корабля с конструктивным дифферентом на корму, носовым бульбом и заостренными в носовой части ватерлиниями обеспечила достижение высокой для десантного корабля с носовым высадочным устройством скорости полного хода (21 уз.) при хороших высадочных характеристиках и практически неограниченной мореходности.

В процессе проектирования по указанию Главкома ВМФ СССР С.Г.Горшкова вносились изменения, которые в конце концов привели к созданию оригинального универсального десантного корабля при сравнительно небольшом водоизмещении. В результате появилась доковая камера и был увеличен состав авиагруппы. Эти изменения вносились под впечатлением идущей полным ходом программы строительства УДК типа «Тарава» ВМС СШA. Доступность берегов для этого БДК стала: для носовой сходни - 17%, для катеров - более 40%, а для вертолетов - 100%.

Корабли были заложены и построены на Прибалтийском судостроительном заводе №-820 "Янтарь" в Калининграде. Из-за постоянного изменения проекта головной БДК «Иван Рогов» был построен только в 1978 году, через 14 лет после выдачи ТТЗ. Всего построено 3 корабля - "Иван Рогов"(1978 г.), "Александр Николаев"(1982 г.) и "Митрофан Москаленко"(1989 г.).

Последний (заводской №103), строился по доработанному проекту. Заложен в мае 1984 года. В сентябре 1988 года строительство было возобновлено.

"Митрофан Москаленко" на стапеле ПСЗ "Янтарь"

19 ноября 1988 года на Северном флоте был сформирован экипаж под командованием капиана 1 ранга Стрижакова М.К. 23 сентября 1990 на БДК "Митрофан Москаленко" был поднят Военно-Морской Флаг СССР, а в марте 1991 года, после перехода в Североморск, корабль был включен в состав 37 Дивизии МДС Северного флота.

"Митрофан Москаленко" Большой десантный корабль. (фото: "Росвооружение")
Краткие ТТЭ


Конструкция

БДК "Митрофан МОСКАЛЕНКО" - многопалубный корабль с полубаком и развитой кормовой надстройкой. В носовой его части имеется танковый трюм (длина 54 м, ширина 12.3 м, высота около 5 м), а в кормовой - доковая камера (длина 67.5 м, ширина 12.3 м, высота около 10 м). Стапель-палуба расположена на один твиндек ниже танковой палубы.

"Митрофан Москаленко" у причала...

Нормальное водоизмещение корабля составляет 8260 т, полное - около 14000 т, наибольшая длина - 157 м, ширина - 23,8 м, осадка - около 6 м. Корабль может перевозить и высаживать десант до мотострелкового батальона, включающего 440 человек и 79 единиц техники (бронетранспортеры, боевые машины пехоты, танки, автомобили и т.п.) или танковое подразделение с 46 боевыми танками. В танковый трюм, доковую камеру (при отсутствии в ней плавсредств) и на верхнюю палубу может приниматься либо около 50 танков, либо до 80 БТР и БМП, либо до 120 автомашин или подвижная техника в любых других сочетаниях. Личный состав десанта размещается в нескольких кубриках и 4-местных офицерских каютах.

Высадка десанта на побережье     Высадка десанта     Прием ДКА в доковую камеру

Носовое высадочное устройство включает носовые ворота и выдвижную сходню длиной около 32 м, которая в походном положении находится под верхней палубой и выдвигается с помощью гидравлического привода. Высадка десанта с неплавающей техникой может осуществляться непосредственно на необорудованное побережье с минимальным уклоном дна 2 - 3 градуса (в зависимости от суммарной массы принятых на корабль грузов) при глубине брода на ноке сходни не более 1,2 м.
Для выгрузки неплавающей техники без подхода к берегу в доковую камеру может быть принято 6 десантных катеров пр.1785 или пр.1176 "Акула", либо 3 десантных катера на воздушной подушке пр.1206 "Кальмар" или пр.11770 "Серна".

Ракетное вооружение

Ракетное вооружение корабля включает зенитный ракетный комплекс самообороны "Оса-МA"(SA-N-8 'Geko') (одна спаренная пусковая установка, наклонная дальность стрельбы до 10 км, боекомплект 20 ЗУР). А также переносные ракетные комплексы "Стрела-3M" (SA-N-5 'Grail') . Каждая система, имеет счетверенную пусковую установку. Кроме того, для поражения береговых целей БДК оснащен пусковой установкой одной реактивной системы залпового огня МС-73 A href="http://militaryrussia.ru/blog/topic-132.html">"Град-М" (калибр - 122 мм, боезапас - 320 ракет, дальность стрельбы около 20 км).

Пусковая установка ЗРК         Пусковая установка ЗРК "Оса-МA"

Артиллерийское вооружение

Артиллерийское вооружение включает спаренную 76,2-мм артустановку АК-726 с радиолокационной системой управления стрельбой типа МР-105, дальностью стрельбы до 16 км и боекомплектом в 1 000 снарядов. Скорострельность - 100 выстрелов в минуту. Снаряды могут быть оснащены как контактными, так и бесконтактными взрывателями. Стрельба может вестись в автоматическом режиме, в полуавтоматическом с применением оптического прицела "Призма" и в ручном режиме под управлением оператора.

76,2-мм Артиллерийская установка АК-726        76,2-мм Артиллерийская установка "АК-726"
Четыре 30-мм автомата типа АК-630М , расположенных побортно с двумя системами управления стрельбой МР-123 "Вымпел М" (по одной на каждый борт), включающих РЛС, телевизир и визирную колонку.

АК - 630
АК - 630

Вертолеты

На корабле возможно базирование четырех транспортно-боевых вертолетов Ка-29, способных принимать по 16 десантников. Вертолет способен оказывать огневую поддержку десанту. Ангар для вертолетов размещен в надстройке между двумя взлетно-посадочными площадками.

Транспортно-десантный вертолет Ка-29

Радиолокационное вооружение

Корабль оборудован РЛС обнаружения воздушных целей МР-750 "Фрегат МА", двумя навигационными РЛС "Вайгач" и развитыми средствами радиосвязи. Предусмотрены также пассивные системы радиоэлектронной борьбы и средства обнаружения (ГАС МГ-7) и уничтожения подводных диверсантов (МРГ).

Силовая установка

Главная энергетическая установка (ГЭУ) включает два газотурбинных агрегата мощностью до 18000 л.с., работающих на два гребных винта. ГЭУ размещена эшелонно в двух бортовых отсеках, а вспомогательные механизмы располагаются между ними под стапель палубой. Источниками электроэнергии служат шесть дизель генераторов мощностью до 500 кВт.
Дальность плавания корабля скоростью хода 18 уз. при нормальном запасе топлива составляет около 4000 миль, а при максимальном запасе - почти в 1,8 раза больше. Автономность корабля (по запасам провизии) достигает 15-30 суток (при 500 и 250 десантников, соответственно). Корабль оснащен системой приема жидких и твердых грузов в море.

Экипаж насчитывает около 250 чел.

Командиры корабля:

  • капитан 1 ранга СТРИЖАКОВ Михаил Кузьмич
  • капитан 2 ранга ВЛАСОВ
  • капитан 1 ранга БОРИСОВ Валерий Трофимович ( -2001)
  • капитан 1 ранга ПИЩАК Сергей Александрович (2001- н/вр)


    Источники:

  • Васильев А. Большие десантные корабли типа "Иван Рогов". // Военный парад. - 1998. - Вып. январь-февраль.
  • Апальков Ю.В. "Корабли ВМФ СССР. Том 4. Десантные и минно-тральные корабли", 2007 г.
  • Десантные корабли на портале "НАШ ФЛОТ".
  • Морин А.Б. Романтика двух стихий. // Вестник авиации и космонавтики. - 1997. - Вып. ноябрь-декабрь. - С. 76-77.
  • Кофман В. "НАШ ОТВЕТ ЧЕРЧИЛЛЮ"// "Моделист-конструктор", 1997, №08.

    Главная страница История Символика Состав Гостевая книга

    Hosted by uCoz