Герб бригады десантных кораблей СФ Военно Морской Флот России
БРИГАДА ДЕСАНТНЫХ КОРАБЛЕЙ СФ

Боевой путь
 
Символика
 
Состав
 
Гостевая книга

 

XV-лет выпуска КВВМПУ (30.06.06,Киев)
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качественный и количественный рост позволил ВМФ СССР в 60-е годы, выйдя на просторы Мирового океана, стать важным инструментом политического и экономического влияния. В числе прочих задач в стратегических доктринах CCCP появилась и задача по оказании военной помощи союзным и дружественным государствам. Участие в локальных войнах становилось весьма актуально, что требовало особых средств. И не в последнюю очередь - специальных судов для доставки различных грузов.

Десантные силы - группировка сил, предназначенная для высадки морского и воздушно-морского десантов.
Десантный корабль (ДК) - специально построенный корабль, предназначенный для транспортировки и высадки морского десанта на побережье противника.

Согласно принятой в ВМФ классификации различают следующие подклассы десантных кораблей:

  • большие десантные корабли (БДК) (водоизмещением более 3000 тонн);

  • средние десантные корабли (СДК) (водоизмещением 1000-3000 тонн);

  • малые десантные корабли (МДК)) (водоизмещением 1000–400 тонн);

  • десантные катера (ДКА) (водоизмещением 1000-300 тонн);

  • десантные экранопланы;

  • десантные транспорты (водоизмещением более 10000 тонн).

    Десантные корабли (ДК) являются в определенной степени многоцелевыми кораблями, а потому участвуют не только в десантных операциях, но могут участвовать в постановке мин, использовать свои вертолеты в целях противоминной (ПМО) и противолодочной (ПЛО) обороны. Кроме того, в мирное время ДК осуществляют коммерческие перевозки различных грузов. Участие ВМФ России в миротворческой операции на Балканах показало огромную ценность именно этих кораблей, которые использовались как транспорты и способны проводить прием и выгрузку войск на необорудованном побережье.

    Предшественники современных десантных кораблей появились в русском флоте во время первой мировой войны. Именно тогда на Черном море русское командование впервые в мире создало транспортную флотилию - соединение из специально оборудованных транспортов,приспособленных для приема войск и техники, высадочных средств, ботов, самоходных барж, построенных для этой цели, способных производить высадку десанта на необорудованное побережье.

    В ходе Второй мировой войны во всех флотах совершенствовались десантные корабли и создавались принципиально новые подклассы, способные быстро перебросить морем и высадить на оборудованное или необорудованное побережье войска с боевой техникой. Все десантные операции традиционно заключались в высадке основных сил морской пехоты с кораблей на урез воды. Основными типами кораблей стали танкодесантные корабли, предназначенные для высадки танков и бронетехники на необорудованное побережье, и десантные корабли-доки, которые высаживали технику и людей на десантных катерах. Уже тогда было выяснено, что лобовая атака укреплённого побережья требует колоссальных усилий и сопряжена с большими потерями даже при подавляющем огневом превосходстве. Кроме того, участков побережья, пригодных для проведения таких лобовых атак, во всём мире не так много.

    В 50-60-е годы прошлого столетия в связи с появлением ядерного оружия значительно поколебалась уверенность официальных кругов и военных теоретиков в возможности успешного проведения крупных морских десантных операций (МДО), под сомнение ставился весь опыт, накопленный в период Второй Мировой войны. Такие взгляды послужили «тормозом» в развитии не только морских десантных сил и средств, но и теории МДО. И только анализ опыта испытаний ядерного оружия и опыта применения морских десантов в войне в Корее позволил иностранным военным специалистам сделать однозначный вывод о возрастающей роли десантных действий и получить ответы на многие вопросы военного искусства, в том числе и на разработку теории морской десантной операции

    В этот период начали отходить в прошлое схемы десантных операций Второй мировой войны, основанные на лобовых атаках. Существующие танко-десантные корабли (ТДК) могли подходить только к определенным районам береговой черты, составляющим 4-5 % общей длины мирового побережья. К тому же скорость подхода ТДК к берегу была ничтожна (10–15 узлов или 18,5–28 километров в час), а при выходе в точку десантирования снижалась в 2-3 раза. При таких условиях корабли становились легкой мишенью для средств противодесантной обороны (ПДО) противника. Огнем с берега можно было легко уничтожить корабль, на котором находилась морская пехота.

    В связи с этим в послевоенные годы при постройке десантных кораблей появилось стремление значительно повысить темп высадки, используя новые специальные высадочные средства, в частности, корабли на воздушной подушке и вертолеты, а также увеличить их десантовместимость и скорость хода.

    К началу 1960-х годов окончательно сформировалась концепция «вертикального охвата», то есть высадка морского десанта с вертолётов и десантных катеров в тыл ПДО. Корабли уже не приближались к берегу ближе, чем на 50–100 километров (первая «волна» вертолетов поднималась на удалении около 100 километров, а в 50 километрах от берега начиналась высадка тяжелой техники). Уже с 60-х годов танки и тяжелые боевые машины пехоты высаживались с катеров. Первоначально это были водоизмещающие катера, для них доступность побережья составляла 15–17 процентов. В 70-х годах в США появились первые УДК - универсальные десантные корабли, способные высаживать как десант с вертолетов, так и тяжелую технику с катеров. В СССР тоже была предпринята попытка создать подобный корабль проекта 1174 (шифр «Носорог»).

    С начала 80-х годов начали применяться десантные катера на воздушной подушке (ДКА ВП), для которых доступность побережья составляла около 40–70 процентов, а скорость доставки тяжелой техники и десанта увеличилась в пять раз.

    Таким образом, pельеф побережья перестал играть особую роль – доступность стала стопроцентной. При необходимости десант мог сразу захватить и столицу небольшого прибрежного или островного государства. За счет увеличения доступности побережья происходило резкое распыление сил и средств ПДО и соответственно повышалась эффективность десантной операции при резком снижении возможных потерь.

    В Советском Союзе к концу 1960-х гг. десантные корабли по своему техническому уровню соответствовали зарубежным аналогам и даже превосходили их по некоторым элементам. В частности, это касается более надёжного устройства средств выгрузки боевой техники десанта на берег. Но если в США начала активно разрабатываться концепция «вертикального охвата», то в отечественном ВМФ вплоть до 2008 года господствовали старые концептуальные взгляды на развитие ДК и на десантные действия. Они всегда считались второстепенными, в связи с чем теория и практика МДО имели ограниченное развитие, а зарубежный опыт их проведения в локальных войнах игнорировался. Поэтому схема десантирования полностью повторяла каноны Второй мировой войны.

    В Средиземноморском бассейне задания на боевую службу, поочередно сменяя друг друга, обычно выполняли десантные корабли Черноморского, Северного и Балтийского флотов. Эти же корабли с начала 70-х годов стали осуществлять присутствие в Атлантическом океане. В то же время Тихоокеанский флот нес боевое дежурство в Тихом и Индийском океанах, Красном море.

    Подразделения морской пехоты выходили разным составом: ротными или батальонными десантными группами. Количество военнослужащих в таких группах определялось составом кораблей, зависело от наличия штатной техники и вооружения, которые имелись в подразделениях, и от тех задач, которые выполнялись. В конце 60-х — начале 70-х годов в периоды арабо-израильских войн на Ближнем Востоке создавался усиленный батальон морской пехоты, численность которого могла достигать 300—350 человек. Так как батальон морской пехоты в мирное время укомплектовывался по штату двумя ротами, то и на боевую службу отправляли батальон двухротного состава. В каждой роте было по 3 взвода морской пехоты на бронетранспортерах или БМП. Также в состав усиленного батальона, как правило, входили пулеметно-гранатометный взвод, инженерно-саперный взвод, взводы обеспечения, минометная батарея, рота плавающих танков и взвод средних танков.

    Как правило, личный состав батальонной десантной группы размещался вместе с техникой на большом десантном корабле проекта 1171 и двух средних десантных кораблях проекта 771. Черноморцы, северяне и балтийцы уходили на боевую службу на срок от 3 до 6 месяцев, а дальневосточники — до года. На ТОФ даже был один экспериментальный десант, который находился в океане больше года, — приходилось проводить замену офицеров и прапорщиков. Кроме того, на всех надводных кораблях, особенно сторожевых, формировались боевые расчеты — внештатные стрелковые взводы из числа матросов и старшин с этих же кораблей. Эти подразделения имели штатное стрелковое оружие, предварительно проходили боевое слаживание с морскими пехотинцами и в случае чего могли использоваться как резервные подразделения для усиления морского десанта. Подробнее >>> «Черные береты» в Мировом океане. Интервью с генерал-лейтенантом П.Шиловым, бывшим начальником береговых войск ВМФ, президентом Всероссийской общественной организации морских пехотинцев «Тайфун». Журнал "Братишка", апрель 2009 г.

    На сегодняшний день морские десантные силы ВМФ России насчитывают 21 ДК (15 БДК проекта 775, 4 БДК проекта 1171, 2 МДК ВП проекта 12322) и 19 ДКА (один проекта 21820, 7 проекта 11770 и 11 проекта 1176. Программа развития амфибийных сил вначале реализовывалась по старой советской концепции путем строительства БДК проекта 11711 (головной «Иван Грен»). Однако победоносное «принуждение Грузии к миру» в августе 2008 года наконец заставило командование российского ВМФ круто поменять концепцию развития ДК на близкую к той, что предлагалась еще в начале 80-х. Вместе с тем, все три БДК (ДВКД) проекта 1174 выведены из боевого состава. В настоящее время один сдан на слом, а два последних пока находятся в небоеготовном состоянии. Время для разработки полноценного отечественного УДК упущено.

    Поскольку требуются быстрые и эффективные решения, руководители страны и флота решили закупить модернизированный вариант французского УДК типа «Мистраль». Конечно, он несколько хуже, чем разрабатывавшийся ранее в СССР УДК проекта 11780. Проекту не суждено было воплотиться в жизнь. Отсутствие свободных производственных мощностей (на ЧСЗ в это время был заложен первый советский авианосец), подковёрные интриги и идейные войны между Генштабом и Главкомом ВМФ Горшковым не позволили начать строительство полноценных УДК.


  • 2002-2015 © Webmaster murman.ru Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!

    Rambler's Top100 Rambler's Top100

    Hosted by uCoz